В Новороссийске может быть создан банк качества нефти

Глава компании «Транснефть» намерен добиться пересмотра контракта с Азербайджаном на более выгодных экономических условиях для России. Политический договор был убыточным, в новых реалиях он может получить новые, более выгодные очертания – изменение тарифов и образование нового банка качества нефти.

Недавно договор с Азербайджаном о транзите нефти по российскому трубопроводу Баку-Новороссийск, заключенный в 1996 году был аннулирован. Фактически же, нефть будет идти по территории России до конца этого года.

Двустороннее соглашение между правительствами России и Азербайджана о прокачке нефти предусматривало транзит 5 миллионов тонн сырья в год по тарифу в 15,67 долларов за тонну. Тариф с тех пор не изменялся.

До 2019 года по трубопроводу шла нефть в объеме, предусмотренном договором, однако затем Азербайджан снизил объем прокачки до 2,5 миллионов тонн. Дело в том, что многие месторождения компании SOCAR стали истощаться, и уровень добычи сырья стал снижаться. «Транснефть» стала нести убытки в пределах 50 миллионов долларов в год из-за того, что трубопровод работал не на полную мощность, а расходы на его содержание остались на прежнем уровне.

Тариф в 15,67 за тонну прокачанной нефти является скорее политическим, чем экономическим. А тариф по альтернативному маршруту для бакинской нефти оценивается в 25 долларов за тонну.

Размер тарифа будет установлен в зависимости от объема нефти, которую планирует поставлять азербайджанская сторона по нефтепроводу. И чем больше будет нефти, тем ниже будет тариф. Окончательные расчеты тарифы и их утверждение будет проводить Федеральная служба по тарифам.


Новый контракт с Азербайджаном может стать уникальным, потому что в нем будет прописано образование банка качества нефти в Новороссийском порту. Ранее SOCAR высказывала «Транснефти» претензии по поводу того, что бакинскую нефть в Новороссийске смешивали с некачественным казахским сырьем, из-за чего ее стоимость снижалась, и компания должна была продавать ее по низкой цене.

«Транснефть» уже предлагала Азербайджану идею создания банка качества нефти, при этом Казахстан дал на это согласие, а Баку отмолчался, сказал Демин.

В госкомпании SOCAR сказали, что относятся с уважением к российской позиции, и напомнили, что есть и другие маршруты для транзита нефти – Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса, и железная дорога. Поэтому изменение договора никак не отразится на экспорте азербайджанской нефти.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин говорит, что ранее соглашение с Азербайджаном было заключено для того, чтобы наладить дружественные отношения, а сейчас Баку является конкурентом России в поставках нефти за рубеж. И если тарифы на эксплуатацию российского трубопровода возрастут, SOCAR может полностью от него отказаться, несмотря на предложение о создании банка качества нефти.

Обратите внимание:

Добавить комментарий