Наиболее предпочтительно в интервале набора кривизны ствола скважины применять укороченный забойный двигатель. С целью увеличения зенитного угла при бурении забойным двигателем используют различные компоновки низа бурильных колонн (КНБК) в соответствии с геолого-техническими условиями бурения (рис. 10.10).
Для увеличения зенитного утла рекомендуются следующие компоновки:
1) долото, забойный двигатель, переводник с перекошенными осями
присоединительных резьб и утяжеленные бурильные трубы (рис. 10.10, а),
угол перекоса осей присоединительных резьб переводника обычно 1,5 — 3°,
длина УБТ (при коротких турбобурах) 12 — 25 м;
2) долото, секционный турбобур, секции которого соединены под уг
лом 0,5-1,5° (ðèñ. 10.10, á);
3) долото, наддолотный калибратор, турбинный отклонитель, УБТ (рис.
10.10, в), рекомендуется использовать отклонитель с углом перекоса 1 —2°;
4) долото, отклонитель, переводник с перекошенными осями присое-
Рис. 10.10. Компоновки низа бурильной колонны для искривления скважин:
а — с переводником, имеющим перекошенные оси присоединительных резьб; б — с искривленным секционным турбобуром; в — с турбинным отклонителем; г — с турбинным отклони-телем и кривым переводником; д — с отклонителем; е — с накладкой и кривым переводником; ж — с эксцентричным ниппелем
динительных резьб и бурильные трубы (рис. 10.10, г); при сборке такой компоновки вогнутые стороны переводника и отклонителя должны быть обращены в одну сторону;
5) долото, турбобур, отклонитель Р-1 и бурильные трубы (рис. 10.10, д);
угол перекоса осей резьбы отклонителя, соединяющей отклонитель с тур
бобуром, рекомендуется принимать равным 1,5 — 3°;
6) долото, турбобур с металлической накладкой на корпусе, перевод
ник с перекошенными осями соединительных резьб, устанавливаемый в
плоскости накладки, обычные или утяжеленные трубы (рис. 10.10, е);
7) долото, турбобур с установленной на ниппеле эксцентричной метал-
лической или резиновой накладкой и обычные или утяжеленные бурильные òðóáû (ðèñ. 10.10, ж).
Различная интенсивность искривления ствола скважины достигается за счет изменения угла перекоса осей присоединительных резьб переводника и длины прямого переводника, размещаемого между долотом и от-клонителем. При использовании эксцентричного ниппеля не следует устанавливать на шпинделе турбобура переводник длиной более 30 см.
Проектирование отклоняющих компоновок включает: выбор компоновки, расчет ее геометрических размеров и проверочный расчет. Компоновку выбирают в зависимости от геологического разреза, ожидаемого состояния ствола скважины и требований точности искривления. Компоновки 1 и 3 рекомендуется применять при бурении скважины в устойчивых геологических разрезах, где не ожидается значительное увеличение диаметра ствола. Предпочтительнее компоновка 3, так как она позволяет при одинаковой интенсивности искривления получать более высокие показатели бурения — механическую скорость и проходку на долото. Компоновки 4 и 5 рекомендуется применять в том случае, если ожидается значительное расширение ствола скважины. Если требуется малая интенсивность искривления, то используют компоновки 6 и 7.
Геометрические размеры компоновки низа бурильных колонн рассчитывают в зависимости от заданной интенсивности искривления скважины. При использовании компоновок 6 и 7 следует выбирать их размеры такими, чтобы можно было получать приращение угла искривления скважины не более 1° на 10 м проходки. При этом углублять скважину можно долотом, диаметр которого равен диаметру скважины.
Для уменьшения зенитного угла рекомендуется применять следующую компоновку низа бурильной колонны:
для медленного уменьшения зенитного угла — долото, забойный двигатель и бурильные трубы;
для уменьшения зенитного утла со средней интенсивностью — долото, сбалансированную толстостенную трубу в пределах диаметра забойного двигателя длиной 3 — 4 м, забойный двигатель и бурильные трубы;
для интенсивного уменьшения зенитного утла — одну из компоновок, используемых для набора кривизны (см. рис. 10.10).
Для стабилизации зенитного угла рекомендуется применять одну из трех приведенных ниже компоновок:
долото, наддолотный калибратор, стабилизатор на корпусе турбобура, турбобур и УБТ;
долото, наддолотный калибратор, турбобур с приваренной на его корпусе накладкой или установленной на верхний переводник шпинделя, УБТ;
долото, наддолотный калибратор, турбобур с установленным между ниппелем и корпусом шарошечным стабилизатором, УБТ.