Винтовые двигатели относятся к объемным роторным гидравлическим машинам.
Согласно общей теории винтовых роторных гидравлических машин элементами рабочих органов (РО) являются:
1) статор двигателя с полостями, примыкаю
щими по концам к камерам высокого и низкого
давления;
2) ротор-винт, носящий название ведущего,
через который крутящий момент передается ис
полнительному механизму;
3) замыкатели-винты, носящие название ве
домых, назначение которых уплотнять двигатель,
т.е. препятствовать перетеканию жидкости из ка
меры высокого давления в камеру низкого дав
ления.
В одновинтовых гидромашинах используются механизмы, в которых замыкатель образуется лишь двумя деталями, находящимися в постоянном взаимодействии, — статором и ротором.
Упрощенная схема двигателя показана на ðèñ. 4.8.
При циркуляции жидкости через РО в результате действия перепада давления на роторе двигателя вырабатывается крутящий момент, причем винтовые поверхности РО взаимно замыкаясь, разобщают область высокого давления и область низкого давления. Следовательно, по принципу действия винтовые двигатели аналогичны поршневым, у которых имеется винтообразный поршень, непрерывно перемещающийся в цилиндре вдоль оси двигателя.
Для создания в РО двигателя полостей, теоретически разобщенных от областей высокого и
Рис. 4.8. Упрощенная схема двигателя:
1 — корпус, 2 — ротор; 3 — вал; 4, 5 — осевой и радиальный подшипники; 6 — долото
Рис. 4.9. Рабочие органы ВГМ:
а — продольный разрез; б — поперечный разрез
низкого давлений (шлюзов), необходимо и достаточно выполнение четырех условий (рис. 4.9):
1) число зубьев Zt наружного элемента (статора) должно быть на
единицу больше числа зубьев Z2 внутреннего элемента (ротора): Z\ = Z2 +
+ 1;
2) отношение шагов винтовых поверхностей наружного элемента (ста
тора) Т и внутреннего элемента (ротора) t должно быть пропорционально
отношению числа зубьев: T/t = Zi/Z2;
3) длина РО I должна быть не менее шага винтовой поверхности на
ружного элемента: I > Т;
4) профили зубьев наружного и внутреннего элементов должны быть
взаимоогибаемы и находиться в непрерывном контакте между собой в лю
бой фазе зацепления.
Обратите внимание: