Проблемы России в угольной сфере

Весной 1998 года, когда задолженность по оплате труда достигла 3,7 млрд рублей, шахтёры вновь приступили к активным массовым протестам. Четыре месяца продолжалось пикетирование Белого дома в Москве. Начались «рельсовые войны», горняки на несколько дней перекрывали железнодорожные магистрали: близ Инты (магистраль Москва—Воркута), в Анжеро-Судженске (Транссиб), в Шахтах (Северо-Кавказская железная дорога). Всё это вынудило государство и руководство предприятий обратить внимание на проблемы рядовых угольщиков.

В 1999 году произошёл «разворот» — объёмы добычи угля стали увеличиваться, бюджетные дотации расти, начались социальные выплаты. Несмотря на то, что сотни шахт были поделены к 2000 году между тридцатью крупными угольными компаниями, рынок угольной промышленности конца 1990-х — начала 2000-х годов представлял собой «сложную структуру из многочисленных холдингов, независимых трейдеров и отдельно существующих государственных и частных предприятий».

Следование рекомендациям МБРР привело за период 1993—2004 годов к сокращению российских угледобывающих мощностей на 90 млн т в год. Новые мощности не вводились до 2000 года. Эту ситуацию Счётная палата РФ и ряд СМИ расценили как фактическую ликвидацию российского углепрома под флагом реструктуризации.


Обратите внимание: