Современные российские долота
обозначенной разновидности можно поделить на 6 серий: 1АН; 2АН либо ГНУ; 1АВ;
опытную 2АВ; 3АН (ГАУ); долота в конструктивном и высококачественном отношении,
надлежащие отраслевой нормали ОН-26-02-128–69 и отличающиеся от других
целыми (без 10-х толикой мм) числовыми значениями номинального
поперечника в их шифре, к примеру, В97С, В118Т, Д394МГ и др.
Долота каждой из перечисленных серий могут быть хоть какого класса
(т.е. со железным фрезерованным, штыревым либо комбинированным вооружением
шарошек), хоть какого типа и хоть какой модификации. Различия появляются в технологии их
производства, также в конструкции опоры и их частей и отчасти в размерах
долот.
Долота серии 1АН предназначаются в большей степени для низкооборотного
(на что показывает литера Н в обозначении серии) метода бурения.
Рис.8. Трехшарошечные
долота.
Их используют при роторном бурении с винтообразным либо другим
забойным движком, вращающим долото с относительно невысокой частотой
вращения (до Триста пятьдесят об/мин). Долота данной серии
характеризуются повышенной точностью изготовления (литера А
в обозначении серии), удлиненной присоединительной резьбой, также открытой,
не защищенной от шлама негерметизированной опорой, выполненной по схеме РШС
(точнее, большой роликоподшипник – замковый шарикоподшипник – узел скольжения,
состоящий из радиального и торцового фрикционных подшипников (рис. 8, а).
Первые долота серии 1АН были разработаны во ВНИИБТ.
Долота серии 2АН созданы для
низкооборотного (40–250 об/мин) способа бурения. Их опора,
как и у долот серии 1АН, выполнена по схеме РШС. Отличие состоит в том, что
эта опора изготовлена герметизированной и включает устройства для
принудительной подачи смазки к трущимся элементам в процессе бурения. С этой
целью в спинке лапы каждой секции долота высверливают карман Один (рис. 8, б),
служащий резервуаром-лубрикатором и перекрываемой крышкой Два после заполнения
его смазкой и установки в него эластичного компенсатора 3. Под давлением
бурового раствора, проникающего в компенсатор через боковое отверстие в крышке
2, смазка проталкивается к смазочному каналу Четыре к подшипникам 6-8. Утечке смазки
из полости шарошки препятствует сальниковое уплотнение 5, которое перекрывает
зазор между шарошкой и цапфой.
Главная особенность этих долот состоит в том, что их
изготовляют с опорой, состоящей только из подшипников качения. Опора может быть
выполнена по схеме ШШШ (см. рис. 8, а), по схеме РШР и ШШР (в главном в
долотах диаметром до Сто девяносто мм); опора негерметизированная.
Отечественной промышленностью выпускаются трехшарошечные
долота трех классов, Тринадцать типов, нескольких десятков модификаций, Двадцать шесть размеров,
более Сто пятьдесят (включая опытные долота) моделей.
Наименьшее число типов, модификаций и моделей приходится на
малые (диаметром 76–151 мм) и большие (диаметром 346–490 мм, особенно Четыреста сорок пять и Четыреста девяносто
мм) размеры.
В наиболее широком ассортименте (по числу серий, классов,
типов, модификаций и моделей) изготовляют долота диаметром Сто девяносто (190,5) мм и
особенно Двести четырнадцать (215,9) мм. Это объясняется наибольшим объемом проходки для
указанных диаметров ствола скважины и многообразием свойств пород,
встречающихся при бурении таких стволов.
Сопла выполняют двух модификаций: НД или НКВ (рис. 9). Сопло
НД выполняется укороченным с относительно крутым сужением внутреннего радиального
профиля проходного канала, характеризующимся радиусом кривизны R. Значения
этого и других параметров, обозначенных на рис. 9, зависят от номера (размера)
сопла.
Рис. Девять . Сопла (насадки) для шарошечных долот марок НД и НКВ
Большинство долот с опорой качения в настоящее время
выпускается в соответствии с ГОСТ 20692–75 серии 1АВ. В этом случае они
обозначаются литерой В, стоящей в конце шифра,
например, долота III 215,9 КПВ.
Обратите внимание: