Технология бурения боковых стволов

Подготовка скважины к бурению боковых стволов может включать такие работы, как монтаж установки для капремонта, подъем НКТ с внутрискважинным обору­дованием, задавка цемента в зону перфо­рации, чтобы безопасно провести очистку скважины от посторонних предметов и ка­ротаж для оценки состояния обсадной ко­лонны и привязки к геологическому раз­резу за колонной. В зависимости от условий и конструкции скважины, воз­можны несколько вариантов проведения работ: от забуривания в открытом стволе до бурения из обсадной колонны через бо­ковое окно, вырезанное фрезерами, опира ющимися на уипсток, или из искусственно­го интервала открытого ствола, созданно­го фрезерованием всего поперечного сече­ния обсадной колонны.и

Чтобы обеспечить условия эффективно­го фрезерования окон или обсадных труб по всему поперечному сечению, корпора­ция Шлюмберже организовала альянс с компанией Смит Дриллинг энд Ком-плишнз. Это партнерство дает возмож­ность группе RAPID в любой точке плане­ты предоставлять услуги по забуриванию боковых стволов, включая фрезерование всего поперечного сечения обсадных труб или боковых окон с помощью съемных и несъемных уипстоков.12 Комплексная тех­нологическая и техническая помощь обес­печивается специалистами компании Смит, но после тренировки технологи компании Анадрил могут самостоятельно работать с оборудованием компании Смит.

Бурению боковых стволов обычно пред­шествует спуск гироскопического инклино­метра и каротажных приборов для уточне­ния пространственного положения обсадной колонны и эксплуатационного объекта. На основе этой информации выбирается глубина фрезерования обсад­ной колонны и забуривания бокового ство­ла. В выбранном интервале проводится це-ментометрия, и если цементное кольцо за колонной плохого качества, то после фре­зерования старый цемент из открытого ин­тервала удаляют раздвижным расширите­лем, который заодно увеличивает диаметр скважины.

Если при забуривании из вертикального ствола ориентирование отклонителя вы­полняется с помощью магнетометра, то освобождают от обсадной колонны интер­вал порядка 18 м (рис.11). Длина фрезеруе­мого участка может быть уменьшена, если для ориентирования КНБК используется гироскопический компас. Участок откры­того ствола скважины перекрывают проч­ным цементным мостом. Чтобы избежать магнитных помех, мост разбуривают до глубины на 6 м выше подошвы открытого интервала. Недостатком метода фрезеро­вания обсадных труб по всему сечению яв­ляются повышенные требования к прочно­сти цементного моста для забуривания и трудности поиска головы нижней секции обсадной колонны, если туда потребуется войти после бурения бокового ствола. Во многих случаях механическая скорость бурения ограничивается условиями выноса шлама из скважины, а для горизонтально­го участка проблема выноса шлама стано­вится еще сложнее. Конструкция совре­менных инструментов для фрезерования предусматривает образование мелкой, не формирующей клубков стружки, легко удаляемой из скважины. При фрезерова­нии предпочтительней промывать скважину полимерными, а не глинистыми буровыми растворами. Растворы на углеводородной основе вообще не рекомендуется применять для фрезерования.14

Альтернативой фрезерованию всего по­перечного сечения труб является выреза­ние окон в обсадной колонне. Это требует установки ориентированного уипстока и фрезерования окна в несколько этапов (рис. 12). После того, как уипсток установ­лен в нужном направлении, срезается шпилька, соединяющая его с фрезером

ервого этапа. Начинают вращать буриль­ную колонну, и твердосплавные резцы на­конечника фрезера врезаются в стенку об­садной колонны. На следующем этапе окно в колонне прорезается специальным долотом, которое отжимается наклонной плоскостью уипстока в сторону стенки об­садной колонны и породы за нею. Окно расширяют и выравнивают его края с по­мощью конического фрезера, над которым прямо под УБТ устанавливают один или два фрезера эллипсоидной формы.


В сравнении с вырезанием окон фрезе­рование обсадной колонны по всему попе­речному сечению имеет ряд преимуществ: исключается необходимость использова­ния гироскопического компаса, имеется возможность начинать набор кривизны ближе к объекту эксплуатации, фрезеро­вание можно выполнить за одно долбле­ние. С другой стороны, при вырезании окон используется уипсток, обеспечивающий принудительное отклонение, но требую­щий нескольких спусков гироскопического компаса для ориентирования уипстока и КНБК. Кроме того, вырезание окон требу­ет нескольких долблений различными

 

Обратите внимание:

Добавить комментарий