Цементирование секционных колонн и хвостовиков

Увеличение глубины скважин, рост забойных температур и давлений, наличие в разрезе горизонтов с аномально высокими и низкими давления­ми, чередование устойчивых и склонных к гидроразрыву пород вызывают необходимость изменять технологию спуска обсадных колонн, способы крепления и цементирования скважин. В связи с этим получило развитие крепление скважин хвостовиками и специальными обсадными колоннами, применение двухступенчатого способа цементирования, цементирования способом обратной циркуляции и т.д. Эти способы, имеющие специфиче­ские особенности цементирования, не позволяют обеспечить герметич­ность затрубного пространства. С их помощью преодолеваются трудности, связанные со спуском тяжелых колонн в осложненный ствол, подъемом тампонажного раствора на заданную высоту и т.д.

Крепление скважин обсадными колоннами-хвостовиками впервые в практике буровых работ в нашей стране разработано и применено на Ку­бани. До этого хвостовики использовались только при заканчивании сква­жин в качестве последней колонны. Крепление скважин хвостовиками (секциями) предусматривает применение разъединителя от подвесного уст­ройства. Для конкретных условий выбирают определенный тип разъедини­теля или подвесного устройства.

Хвостовики и секции обсадных колонн разгружают на забой, подве­шивают при помощи различных устройств, которые отличаются друг от друга способом подвески, принципом действия механизма и конструктив­ными особенностями. Различают подвесные устройства «на цементе», кли­новые и упорные. Технологический процесс в значительной мере опреде­ляется качеством и выбором разъединителя, обеспечивающего безаварий­ный спуск с последующим разъединением бурильных труб и обсадных. Разъединители подразделяются на резьбовые и безрезьбовые (кулачковые, замковые, шпилевые). Секции обсадных колонн соединяют с помощью стыкующихся устройств, которые различаются по двум признакам: воз­можности обеспечения промывки и особенностям конструкций уплотни-тельных элементов.

После спуска первой секции обсадную трубу со специальными муфта­ми и левым переводником навинчивают под бурильный инструмент и про­должают спуск колонны на этом инструменте с доливом колонны. В верх­ней части первой секции на расстоянии 6 — 8 м от специальной муфты и друг от друга устанавливают два центрирующих пружинных фонаря. Длину бурильной колонны подбирают таким образом, чтобы ведущая труба захо­дила в скважину в процессе цементирования не менее чем на 2/3 ее длины.

Нижнюю секцию обсадной колонны цементируют через бурильный инструмент, ведущую трубу и вертлюг с двухгорловым отводом и двумя

шлангами, к которым подключают цементировочные агрегаты. В месте подключения буровых шлангов к двухгорловому отводу вертлюга устанав­ливают задвижки высокого давления.


Для обеспечения высокого качества цементирования и достижения необходимой высоты подъема раствора в заколонном пространстве особое внимание обращают на подсчет количества продавочной жидкости и точ­ность ее замера в процессе продавки. Ввиду того, что нижнюю секцию це­ментируют без цементировочной пробки, во избежание перекачки прода­вочной жидкости и оголения башмака колонны в колонне оставляют це­ментный стакан высотой не менее 25 м.

После окончания продавки цементного раствора в заколонное про­странство проверяют герметичность закрытия обратных клапанов методом снижения давления и замера количества вытекаемой жидкости. При не­герметичности их закрытия два-три раза продавливают вытекший из ко­лонны раствор, снижая его уровень до обеспечения герметичности. Затем обсадную колонну постепенно разгружают на забой, отвинчивают и под­нимают бурильный инструмент.

Для обеспечения нормального соединения обеих секций необходимо знать точное местонахождение «головы» нижней секции, которое опреде­ляют с помощью каротажных работ. Перед спуском второй секции обсад­ной колонны незакрепленную часть в случае необходимости шаблонируют трехшарошечным долотом, места посадок инструмента прорабатывают. Низ второй секции обсадной колонны оборудуют чугунной направляющей пробкой и соединительным патрубком. На соединительный патрубок наде­вают уплотнительное кольцо и обваривают с муфтой обсадной трубы и патрубком. В стыке первой и второй труб помещают стоп-кольцо. На пер­вой и второй трубах устанавливают два центрирующих фонаря, которые должны обеспечить соединение двух частей колонны.

После допуска колонны скважину промывают и доводят параметры бурового раствора до указанных в плане работ. При правильном соедине­нии двух секций вследствие уменьшения зазора между соединительным патрубком и корпусом специального патрубка резко повышается давление. После посадки колонну поднимают на высоту, обеспечивающую открытие цементировочных отверстий, но не допускающую полного разъедине­ния секций между собой. После падения давления цементируют верхнюю секцию обычным способом через заливочную головку с помощью верх­ней разъединительной пробки. По окончании цементирования верхнюю секцию опускают до закрытия цементировочных отверстий в патрубке с разгрузкой на 0,08 — 0,12 мН от собственного веса верхней секции. При этом уплотнительное кольцо садится на конус на специальной муф­те, что обеспечивает дополнительную герметизацию места соединения секций.

Широкое распространение получила технология цементирования хво­стовиков и секций обсадных колонн с цементировочным пробками.

На нашем сайте мы рекомендуем вам приобрести межкомнатные Белорусские двери просто пройдите по ссылке

Обратите внимание:

Добавить комментарий