Цементирование хвостовика и нижних секций обсадных колонн

Хвостовики и нижние секции обсадных колонн при их секционном спуске цементируют в большинстве случаев одинаково. Иногда хвостовики цементируют без разделительных цементировочных пробок. В этом случае процесс цементирования заключается в следующем.

После подготовки ствола скважины на бурильной колонне на задан­ную глубину спускают хвостовик. Обсадная колонна (хвостовик) соединя­ется с бурильными трубами с помощью левого переводника. При спуске хвостовик и бурильные трубы заполняют буровым раствором. Затем в тру-

а                          б                             в

Цементирование хвостовика и нижних секций обсадных колонн


Цементирование хвостовика и нижних секций обсадных колонн

Рис. 14.3. Схема разделительной пробки при цементировании хвостовика:

а, б, в — этапы следования частей пробки; 1 — труба; 2 — верхняя часть пробки; 3, 4 — ниж­няя часть пробки; 5, 11 — кольцо; 6, 7 — узел соединения; 8 — пробка; 9 — шлицы; 10 — пе­реводник; 12 — труба

бы закачивают необходимое количество цементного раствора, продавли­ваемого продавочной жидкостью (буровым раствором). Количество прода-вочной жидкости принимают равным внутреннему объему бурильных труб и хвостовика, исключая объем цементного раствора в нижней части обсад­ных (цементный стакан). После продавки цементного раствора вращением вправо отвинчивают бурильные трубы от хвостовика и приподнимают их на несколько метров. Через бурильные трубы прокачивают буровой рас­твор, чтобы удалить из них и скважины излишки цементного раствора, поднявшегося выше верхней муфты хвостовика. Скважина промывается, пока не будет прокачан буровой раствор в количестве, равном полуторно­му или двойному объему скважины (выше хвостовика).

При цементировании хвостовиков успешно применяют цементировоч­ную пробку. Пробка состоит из двух частей: нижняя часть подвешивается на специальном патрубке в хвостовике с помощью штифтов, верхняя часть пробки освобождается и движется по колонне бурильных труб. Когда верхняя часть пробки садится в отверстие нижней и перекрывает его, соз­дается избыточное давление и штифты срезаются. Обе части пробки дви­жутся вместе, разделяя буровой раствор от цементного, давая возможность фиксировать давление «стоп» (рис. 14.3). Для спуска хвостовиков и секций обсадных колонн (кроме верхней) и удержания их в подвешенном положе­нии существуют специальные устройства — подвески, конструкции кото­рых различны.

Обратите внимание: