Хвостовики и нижние секции обсадных колонн при их секционном спуске цементируют в большинстве случаев одинаково. Иногда хвостовики цементируют без разделительных цементировочных пробок. В этом случае процесс цементирования заключается в следующем.
После подготовки ствола скважины на бурильной колонне на заданную глубину спускают хвостовик. Обсадная колонна (хвостовик) соединяется с бурильными трубами с помощью левого переводника. При спуске хвостовик и бурильные трубы заполняют буровым раствором. Затем в тру-
а б в
|
|
|
|
Рис. 14.3. Схема разделительной пробки при цементировании хвостовика:
а, б, в — этапы следования частей пробки; 1 — труба; 2 — верхняя часть пробки; 3, 4 — нижняя часть пробки; 5, 11 — кольцо; 6, 7 — узел соединения; 8 — пробка; 9 — шлицы; 10 — переводник; 12 — труба
бы закачивают необходимое количество цементного раствора, продавливаемого продавочной жидкостью (буровым раствором). Количество прода-вочной жидкости принимают равным внутреннему объему бурильных труб и хвостовика, исключая объем цементного раствора в нижней части обсадных (цементный стакан). После продавки цементного раствора вращением вправо отвинчивают бурильные трубы от хвостовика и приподнимают их на несколько метров. Через бурильные трубы прокачивают буровой раствор, чтобы удалить из них и скважины излишки цементного раствора, поднявшегося выше верхней муфты хвостовика. Скважина промывается, пока не будет прокачан буровой раствор в количестве, равном полуторному или двойному объему скважины (выше хвостовика).
При цементировании хвостовиков успешно применяют цементировочную пробку. Пробка состоит из двух частей: нижняя часть подвешивается на специальном патрубке в хвостовике с помощью штифтов, верхняя часть пробки освобождается и движется по колонне бурильных труб. Когда верхняя часть пробки садится в отверстие нижней и перекрывает его, создается избыточное давление и штифты срезаются. Обе части пробки движутся вместе, разделяя буровой раствор от цементного, давая возможность фиксировать давление «стоп» (рис. 14.3). Для спуска хвостовиков и секций обсадных колонн (кроме верхней) и удержания их в подвешенном положении существуют специальные устройства — подвески, конструкции которых различны.
Обратите внимание:



