Разделительные пробки

Разделительные пробки предназначены для предотвращения смешива­ния тампонажного раствора с буровым раствором и продавочной жидко­стью при цементировании, а также для получения сигнала о посадке проб­ки на стоп-кольцо, свидетельствующего об окончании процесса продавли-вания тампонажного раствора в затрубное пространство скважины. Ис­пользуется несколько типов пробок, каждый из которых предназначен для выполнения различных функций.

Пробки продавочные верхние типа ПП (рис. 13.8) предназначены для разделения тампонажного раствора при его продавливании в затрубное пространство скважин от продавочной жидкости. Существует модифика­ция пробок, у которых в верхней части корпуса на внутренней поверхно­сти нарезана резьба для заглушки. Без заглушки эта пробка может быть использована как секционная. Основные параметры этих пробок приведе­ны â òàáë. 13.8.

Пробки разделительные двухсекционные типа СП (рис. 13.9) предна­значены для цементирования потайных колонн и секций обсадных колонн, спускаемых частями. В процессе цементирования при продавливании там­понажного раствора верхняя секция пробки движется внутри бурильных труб, разделяя продавочную жидкость и тампонажный раствор, до тех пор пока не достигнет нижней секции пробки, установленной на штифтах на торце верхней трубы обсадной колонны, затем, перекрыв отверстие в нижней секции пробки, под действием возникающего давления движется вместе с ней до посадки на стоп-кольцо. Пробки типа СП изготавливают по ТУ 39.207 — 76 для обсадных колонн следующих диаметров: 114—140, 146, 168, 178-194, 219-245, 273-299, 324-351, 377 è 407-426 ìì.

Пробки разделительные нижние типа ПЦН (рис. 13.10) разработаны в

Разделительные пробки


Рис. 13.8. Пробки продавочные верхние типа ПП:

а — с пригуммированными резиновыми манжетами; б — с наборными резиновыми манжетами; 1 — резиновые манжеты; 2 — алюминиевый корпус; 3 — дистанционная втулка; 4 — стяжная гайка

Таблица   13.8 Параметры пробок типа ПП

 

Параметр

Шифр пробки

ÏÏ-114×146

ÏÏ-146×168

ÏÏ- 178×194

ÏÏ-219×245

Диаметр   спускаемых   обсад-

114-146

146-168

178-194

219-245

ных труб, мм

 

 

 

 

Уплотняемые            диаметры

 

 

 

 

(внутренний  диаметр   обсад-

 

 

 

 

ных труб), мм:

 

 

 

 

максимальный

130

154

180

230

минимальный

96

124

154

195

Максимальный    допустимый

6,0

6,0

6,0

6,0

перепад давления, МПа

 

 

 

 

Габаритные размеры, мм:

 

 

 

 

диаметр

136

158

185

236

высота

227

205

225

320

Масса, кг

3,8

5,2

6,6

13,2

Продолжение табл. 13.8

 

Параметр

Шифр пробки

 

ÏÏ-273×299

ÏÏ-324×351

ÏÏ-377

ÏÏ-407×426

Диаметр   спускаемых   обсад-

273-299

324-351

377

407-426

ных труб, мм

 

 

 

 

Уплотняемые            диаметры

 

 

 

 

(внутренний  диаметр   обсад-

 

 

 

 

ных труб), мм:

 

 

 

 

максимальный

282

331

359

406

минимальный

249

301

353

382

Максимальный    допустимый

4,5

4,5

3,0

3,0

перепад давления, МПа

 

 

 

 

Габаритные размеры, мм:

 

 

 

 

диаметр

285

335

364

410

высота

365

415

560

620

Масса, кг

16,8

25

59

7,5

Разделительные пробки

Рис. 13.9. Пробки разделительные двухсекционные типа СП:

а, б — верхняя секция пробок для бурильных труб; в, г — нижняя секция пробок для обсад­ных труб; 1 — резиновые манжеты; 2 — корпус; 3 — седло; 4 — срезные калибровочные штифты; 5 — дистанционная втулка

Разделительные пробки

Разделительные пробки

Рис. 13.10. Пробки разделительные нижние типа ПЦН:

1 — резиновые манжеты с сердечником; 2 — жестяная мембрана; 3 — гайка; 4 — кольцевой нож; 5 — упорное кольцо

Рис. 13.11. Комплект разделительных пробок типа КРП:

/ — нижняя; II — верхняя

б. ВНИИКРнефти на базе пробки ПВЦ. Отличительной особенностью их является наличие сквозного отверстия в сердечнике, в нижней части кото­рого устанавливается мембрана из жести, закрепленная гайкой. Внутри нее установлен подвижной кольцевой нож с упорным кольцом.

Такие пробки используют для разделения буферной жидкости или бу­рового раствора с тампонажным. Нижнюю пробку устанавливают в цемен­тировочной головке ниже верхней пробки или в верхней трубе обсадной колонны перед подачей в нее буферной жидкости или тампонажного рас­твора. При нагнетании жидкости пробка движется вниз в обсадной колон­не до упора на стоп-кольцо или опорную поверхность обратного клапана типа ЦКОД, после чего, вследствие возрастания давления в колонне, ее корпус с манжетами и мембраной смещается на кольцевой нож, который подрезает мембрану. Под действием потока жидкости мембрана отгибается, образуя канал, по которому жидкость поступает в затрубное пространство скважины.

Комплект разделительных пробок типа КРП (рис. 13.11) разработан в б. ВНИИКРнефти, применяется для разделения буферной жидкости, там­понажного и бурового растворов и облегчения герметичной посадки на уп­ругое кольцо клапана типа ЦКОД при цементировании. Комплект состоит из двух частей: нижней пробки, устанавливаемой в обсадную колонну, и

Таблица   13.9

Параметры пробок типа КРП

 

Параметр

Шифр пробки

ÊÐÏ-140-146

ÊÐÏ-168

ÊÐÏ-178

Условный диаметр, мм Диаметр манжет пробок, мм Перепад   давления,   выдерживаемого верхней   пробкой   и   комплектом   на упорном кольце, МПа Давление    срабатывания    диафрагмы при посадке на упорное кольцо, МПа Рабочая температура, °С, не более Длина пробки, мм, не более Масса комплекта, кг, не более Наименьший    допустимый    диаметр сужения в обсадной колонне, мм, не менее

140-146 143 10,0

1,2

130 315/335* 4,55 88

168 164 10,0

1,2

130 350/360 6,0 106

178 174 10,0

1,2

130 350/360 6,13 111

 В числителе дана длина нижней пробки, в знаменателе — верхней.

верхней пробки, устанавливаемой в цементировочную головку. Каждая пробка содержит полый, легко разбуриваемый корпус 1, наконечники из алюминиевого сплава 4 и резиновые манжеты 2, 3. Нижняя пробка имеет разрушаемую диафрагму 5. Нижние манжеты 3 пробок имеют канавки с заостренными кромками и служат для очистки стенок обсадной колонны от остатков вытесняемой жидкости. Манжеты 2 имеют по периферии тре­угольные вырезы и, кроме разделения жидкостей, служат также для цен­трирования пробки по оси обсадной колонны.

При остановке нижней пробки на упорном кольце под действием из­быточного давления ее диафрагма разрывается на отдельные лепестки, от­крывая таким образом канал для прохождения тампонажного раствора. Верхняя пробка при посадке на нижнюю, благодаря наличию уплотняюще­го элемента, позволяет обеспечить герметичность соединения. Конструк­тивное исполнение пробок предотвращает их всплытие в случае отказа об­ратного клапана.

Основные параметры пробок приведены в табл. 13.9.

Обратите внимание:

Добавить комментарий