Долота рационально отрабатывают в том случае, если бурят при оптимальном сочетании параметров режима бурения и равномерной подаче, т.е.
бурЯТ При МИНИМаЛЬНЫХ ЗНачеНИЯХ (Рдтах ~ PAmin)/PAcp И (Птах — UminJ/llcp;
продолжительность работы долот выбирают из расчета получения максимальной рейсовой скорости проходки или максимальной стойкости опор долота. Если хоть одно из этих условий не соблюдают, то нельзя считать, что долота отрабатывают рационально.
Опытами установлено, что если увеличивается какой-нибудь параметр режима бурения, а другие остаются постоянными или изменяются, не обеспечивая оптимального сочетания между параметрами, то темп углубления скважины чаще всего снижается. А если и происходит некоторое увеличение показателей бурения, то сравнительно небольшое. При таких условиях отработка долот не может быть рациональной.
Параметры режима бурения п, Рд и Q по-разному влияют на механическую скорость проходки и износостойкость долота, следовательно, оптимальное соотношение между ними отвечает наиболее высокой рейсовой скорости проходки, т.е. наивыгоднейшие значения п, Рд и Q определяются из системы уравнений
∂vp/∂n = 0; ∂vp/∂Pä = 0; ∂vp/∂Q = 0, (6.20)
если при этом будут выполнены соответствующие требования ко вторым производным.
В турбинном бурении часто рациональное соотношение между Рд, п и Q не соответствует оптимальному режиму работы турбобура. Нередко наиболее высокие показатели эффективности отработки долот получают при работе турбобура в области тормозных режимов.
Было установлено, что если в процессе бурения контролировать только осевую нагрузку, то частота вращения долота колеблется до 300 об/мин. Такие колебания п объясняются рядом причин, но главнейшая из них — неравномерность подачи долота (бурильной колонны).
Так как в турбинном бурении Q = const, частота вращения долота п = = ф(Рд), естественно, что при всяком изменении Рд
обязательно будет изменяться и п, причем абсолютная величина колебания будет зависеть от коэффициента К (сброса на 0,01 мН нагрузки).
Опыты показали, что во всех случаях, когда долото подается неравномерно, происходят колебания п, в результате эффективность работы долота снижается на 15 —25 % и более.
Ориентируясь на рациональную отработку долот, нужно добиваться равномерной подачи бурильной колонны, чтобы колебания п
не превосходили 50 — 80 об/мин.
Чтобы достичь равномерной подачи, следует применять регуляторы подачи долота. Но из-за неровностей на забое скважин и некоторого скольжения шарошек сопротивления, встречаемые долотом, постоянно изменяются, а при этом изменяется и п. Турбинное бурение всегда ведется с некоторым колебанием п, если даже при бурении Рд = const и Q = const.
Рациональная отработка долот невозможна, если нет критериев для определения времени, когда необходимо сменить долото.
Многолетний производственный опыт показывает, что у шарошечных долот наиболее изнашиваются два узла: опоры и рабочая поверхность.
Применяемые долота делят на две группы: у одних 7} « Tz, у других 7} > > Tz, где Tf и Tz — износостойкость соответственно опор и рабочей поверхности долот. Очевидно, в зависимости от соотношения между 7} и Tz метод определения продолжительности эффективной работы долота на забое должен быть различный.
Если 7} « Tz, то в процессе бурения еще задолго до наступления износа рабочей поверхности при высокой механической скорости проходки начинается расстройство опор долота: нарушается плавное качение роликов в большом подшипнике, наблюдается заклинивание роликов, прекращается качение шарошек, создаются значительные сопротивления вращению долота.
В роторном бурении периодами (в момент заклинивания шарошки) резко увеличивается мощность, требуемая на бурение.
В турбинном бурении при нарушении качения роликов в подшипнике долота приемистость турбобура к осевой нагрузке уменьшается. Турбобур начинает останавливаться при осевой нагрузке Рд, меньшей (иногда значительно) первоначальной Рд нач. Если бурят при параметрах режима бурения, соответствующих области тормозных режимов работы турбобура, то указанное явление проявляется в более резкой форме.
Если начинают нарушаться плавность качения опорных элементов долота, заклиниваться шарошки, то может произойти авария с долотом. Заметив это, бурильщик должен прекратить бурение и поднять долото для его смены.
Если для разбуривания нефтяного или газового месторождения длительное время применяют долота одного типа, то на основании статистических материалов для них можно установить время Т, в течение которого наступает расстройство опор; это будет рациональное время эффективной работы долота на забое Тр. После того как долото проработало на забое в течение времени Тр = Т, его необходимо поднять, если даже при этом сохраняется еще сравнительно высокая механическая скорость проходки.
Итак, если 7> « Tz, то Гр = 7>.
Если рабочая поверхность изнашивается быстрее опор (Tz < Tf или Tz я я Tf), то время эффективной работы долота на забое следует определять из условия износа ее рабочей поверхности. Многочисленные исследования показали, что при этом наиболее правильно Гр определять из условия максимума рейсовой скорости проходки vp.
Для определения vp можно применять приближенное выражение
^(6.21)
Исследуя функцию на максимум, получаем при dvp/dt6 = О
dt6 Tp+tn+t^’
Так êàê dhPä/dtá = vì, òî
vì = vð. (6.22)
Следовательно, с технической точки зрения долото на забое следует держать до тех пор, пока механическая скорость проходки, уменьшаясь, не станет равной рейсовой скорости проходки. Это и будет рациональное время эффективной работы долота на забое Гр.
В этом случае при определении времени подъема долота можно руководствоваться механической скоростью проходки. Долото нужно поднимать после того, как механическая скорость проходки, уменьшаясь с течением времени, достигнет значения
vì = k0vìñð,
где vM cp — средняя механическая скорость проходки, м/ч; к0 — коэффициент, определяемый опытным путем.
Значение к0 зависит от соотношения между t6 и tcn + tn и удовлетворяет óñëîâèþ 0 < k0 < I.
После сработки долота (или по иным причинам) колонну бурильных труб приподнимают на несколько метров и промывают до тех пор, пока плотности бурового раствора, закачиваемого в скважину и из нее выходящего, не сравняются. В это время подготовляют для спуска в скважину новое долото и проверяют состояние оборудования и спускоподъемного инструмента. Затем поднимают инструмент из скважины.
Обратите внимание: