Эффективность переработки нефтепродуктов, прежде всего, определяется «глубиной переработки». Первичные процессы сопряжены с обычной перегонкой нефти, что дает возможность получить – дизельное топливо, мазут, битум, гудрон.
Продукция, получаемая посредством вторичных и третичных процессов, применяется для изготовления высокооктанового топлива и продукции используемой в нефтехимической промышленности. Грубо говоря- глубина переработки повышает нефтепродукт в цене, так как бензин стоит дороже мазута и.т.д.
К сожалению, по этому показателю мы существенно отстаем от ведущих стран в этой сфере еще с 70-х годов прошлого века. В 1990 году глубина переработки в России составляла 67,4 %, и имелось всего одно предприятие, на котором глубина переработки превышала 80% (Омский НПЗ).
Автомобильный бум и мазутная эра
В начале третьего тысячелетия, на дорогах России ежегодно, практически в геометрической прогрессии увеличивалось количество подержанных иномарок. Этот факт в, свою очередь стал катализатором роста спроса на более качественный бензин. Однако оперативно отреагировало на сложившуюся рыночную конъюнктуру лишь компания ТНК- ВР, инвестировавшая в модернизацию Рязанского НПЗ свыше $1 млрд. в течение трех лет. В итоге к концу 2003 года Рязанский НПЗ стал первым нефтеперерабатывающим предприятием в России производящим высокооктановое топливо, соответствующее всем мировым стандартам.
Впрочем, остальные крупные компании не спешили вкладывать деньги в переоборудование своих предприятий. Дело в том, что в 1999 году, был принят законодательный акт- регламентирующий дифференцированные пошлины на экспорт нефтепродуктов. Самыми низкими оказались пошлины на экспорт мазута, этот продукт стал наиболее выгодным с экспортной точки зрения.
Впрочем, дизельное топливо стало не менее выгодным экспортным товаром. В Европе его, как и мазут стали использовать в качестве сырья. Для производства более высокотехнологичной продукции. Однако экспортеры столкнулись с проблемой- для перегонки отечественного дизтоплива по нефтепроводам необходима очистка от различных вредных примесей. Руководство нефтеперерабатывающих предприятий было вынуждено инвестировать в установки гидроочистки, конечно предпочтение отдавалось самым примитивным и дешевым вариантам, но все же солярку начали чистить.
В части производство бензина, модернизация ограничивалась приобретением небольших по мощности установок, на которых, производились присадки для увеличения октанового числа. Такой подход делал возможным выпуск бензина более высокого качества в небольших объемах. О серьезных вложениях, полномасштабной модернизации и повышении глубины переработки речи не шло. Мизерные инвестиции в реконструкцию заводов со временем привела к парадоксальной ситуации- мощности нефтеперерабатывающей промышленности были загружены практически на 100%, а на внутреннем рынке все острее чувствовался дефицит бензина.
Обратите внимание: