Кинематическое отношениеПри заданных расходах жидкости и контурном диаметре кинематическое отношение оказывает определяющее влияние на характеристики ВЗД. Из рис. 4.10 видно, что многозаходные
ВЗД обладают повышенным крутящим моментом при низкой частоте вращения, т.е. обладают высоким значением критерия эффективности М/п, определяющего показатели процесса бурения. Хотя по своему КПД много-заходные ВЗД немного уступают двигателям с однозаходным ротором, в целом КПД гидродвигателей с различными значениями i остается на одном уровне.
Контурный диаметр 1\. При заданном кинематическом отношении увеличение контурного диаметра РО приводит к возрастанию рабочего объема ВЗД и соответственному изменению его характеристик. Вместе с тем, возможность варьирования DK на стадии проектирования ограничена, поскольку исходным параметром является диаметр скважины.
Шаги РО (Т, t). При заданных DK и Q характеристики ВЗД можно изменять путем изменения шагов винтовых поверхностей статора Т и ротора t. С увеличением шагов возрастает рабочий объем V и критерий эффективности М/п гидродвигателя. При выборе шагов РО необходимо учитывать, что увеличение Т
приводит к увеличению длины РО и общей длины гидродвигателя (это усложняет технологию изготовления РО и снижает эффективность использования ВЗД в наклонно направленном и горизонтальном бурении); снижение Т может привести к выходу из оптимального диапазона изменения коэффициента формы поверхности и ухудшению пусковых свойств двигателя (возможность незапуска).
Число шагов РО к. Влияние числа шагов (длины) РО на характеристики в первую очередь связано с изменением числа камер, отделяющих вход и выход гидромашины.
Результаты исследований (рис. 4.15) показали, что с уменьшением длины ротора существенно снижаются такие показатели экстремального режима, как крутящий момент, мощность и перепад давления, а также тормозной момент.
Данные эксперименты подтверждают целесообразность применения многошаговых конструкций РО с целью повышения крутящего момента и мощности ВЗД. Опыт эксплуатации двигателей показывает, что применение многошаговых пар также обеспечивает существенное увеличение их стойкости.
Натяг в паре ст. Натяг в РО влияет на объемные и механические потери ВЗД. С увеличением а объемные потери снижаются, а механические возрастают.
р, МПа п, с
12 |
— 2,4
~ 1,6
4 |
— 0,8
10
12 М, кН • м
Рис. 4.15. Влияние числа шагов рабочих элементов на характеристику ВЗД:
1, 2, 3 — рабочие элементы делают соответственно два, четыре и шесть шагов
112
я, с
р, МПа 10 |
— 0,4′ |
М, кН • м |
Рис. 4.16. Влияние натяга в рабочих элементах на характеристику ВЗД:
1 — зазор 0,15 мм; 2, 3, 4 — натяг соответственно 0; 0,15 и 0,3 мм
Исследования влияния натяга в паре на характеристики ВЗД, например при испытаниях двигателя Д1-195 в интервале от зазора 0,9 мм
до натяга 0,6 мм, продемонстрировали, что с уменьшением натяга характеристика р — М становится более «мягкой» (рис. 4.16): снижается тормозной момент и перепад давлений, крутящий момент в экстремальном режиме. Вследствие возрастания утечек при уменьшении натяга (увеличении зазора) снижается частота вращения и перепад давления в холостом режиме. При уменьшении а частота вращения в номинальном режиме (для двигателя Д1-195 номинальный крутящий момент принят равным 4 кН-м) существенно снижается (в 2 — 3 раза при зазоре 0,6 мм по сравнению с натягом 0,3 — 0,6 мм). Перепад давления в номинальном режиме мало зависит от натяга. При уменьшении натяга снижаются амплитуда поперечных колебаний корпуса двигателя и динамические нагрузки в РО и опорах шпинделя.
По мере износа РО, что равносильно снижению натяга или появлению зазора в паре, рекомендуется в процессе бурения увеличивать расход жидкости.