Турбовинтовые двигатели

В последние годы отечественный парк забойных гидравлических дви­гателей пополнился новым представителем — турбовинтовым двигателем (ÒÂÄ).

Впервые схема турбовинтового агрегата была предложена в 1970 г. ав­торским коллективом ВНИИБТ в составе М.Г. Гусмана, Д.Ф. Болденко, A.M. Кочнева и С.С. Никомарова.

Турбовинтовые двигатели ТВД органично сочетают высокую стой­кость, свойственную турбобурам, и оптимальную энергетическую характе­ристику (высокий уровень отношения М/п при незначительном палении частоты вращения при погрузке двигателя), типичную для ВЗД.

Турбовинтовой двигатель можно отнести к редукторным турбобурам; в нем винтовая пара выполняет функции не только редуктора, но и стабили­зирующего элемента при перегрузках долота. Несмотря на большую метал­лоемкость и сложность конструкции, турбовинтовые двигатели в ряде слу­чаев успешно конкурируют с ВЗД. Это объясняется прежде всего их суще­ственно большим ресурсом, что особенно привлекательно при использова­нии современных высокопроизводительных долот.

Двигательные секции ТВД конструктивно могут выполняться в двух вариантах:

винтовая пара монтируется над турбинной секцией;


винтовая пара монтируется между турбинной и шпиндельной сек­циями.

В первом варианте упрощается конструкция двигателя — проектиру­ется лишь один узел соединения планетарного ротора. Кроме того, упро­щены силы, возникающие в винтовой паре, практически не воспринима­ются долотом.

Второй вариант менее предпочтителен, так как требует двух узлов со­единения ротора.

Обратите внимание: