В последние годы отечественный парк забойных гидравлических двигателей пополнился новым представителем — турбовинтовым двигателем (ÒÂÄ).
Впервые схема турбовинтового агрегата была предложена в 1970 г. авторским коллективом ВНИИБТ в составе М.Г. Гусмана, Д.Ф. Болденко, A.M. Кочнева и С.С. Никомарова.
Турбовинтовые двигатели ТВД органично сочетают высокую стойкость, свойственную турбобурам, и оптимальную энергетическую характеристику (высокий уровень отношения М/п при незначительном палении частоты вращения при погрузке двигателя), типичную для ВЗД.
Турбовинтовой двигатель можно отнести к редукторным турбобурам; в нем винтовая пара выполняет функции не только редуктора, но и стабилизирующего элемента при перегрузках долота. Несмотря на большую металлоемкость и сложность конструкции, турбовинтовые двигатели в ряде случаев успешно конкурируют с ВЗД. Это объясняется прежде всего их существенно большим ресурсом, что особенно привлекательно при использовании современных высокопроизводительных долот.
Двигательные секции ТВД конструктивно могут выполняться в двух вариантах:
винтовая пара монтируется над турбинной секцией;
винтовая пара монтируется между турбинной и шпиндельной секциями.
В первом варианте упрощается конструкция двигателя — проектируется лишь один узел соединения планетарного ротора. Кроме того, упрощены силы, возникающие в винтовой паре, практически не воспринимаются долотом.
Второй вариант менее предпочтителен, так как требует двух узлов соединения ротора.
Обратите внимание: